(903)512-52-25

Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей в возрасте от 1 до 12 лет, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870 – 1952). На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в России, Великобритании, Швейцарии, Германии, Голландии, Индии, Австралии, Италии, Канады, США, Франции, Японии.

Девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся, в обстановке, напоминающей домашнюю, но с применением разного рода пособий, способствующих их развитию, дающих возможность осуществлять такие практические действия, которые ведут к росту заинтересованности в учебе и воспитанию независимости в учащихся. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель первоначально демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, затем предоставляет ему возможность заниматься самостоятельно.

Главное, что дают учащимся Монтессори-группы помимо высокого общеобразовательного уровня – это гуманистическая ориентация; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.

Помощь развитию ребенка в возрасте от 1 до 7 лет в системе Монтессори осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи, обучение письму и чтению; математика, а также раздел, посвященный так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой, а также материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ естествознания. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности. Все они находятся в открытом доступе: дети могут выбрать и взять их самостоятельно. Что представляют собой дидактические Монтессори-материалы?

Эти материалы - это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми.

Монтессори-материалы шлифовались в течение почти 100 лет! М. Монтессори придумала очень много материала, потом следила, какие детям по тем или иным причинам не нравятся, в результате около 70 % материалов было отбраковано. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому Монтессори-материалы стоят достаточно дорого.

! М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого — наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира.

Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Например, даже современные психологи подтвердили, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам:

•    от 0 до 6 лет проходит развитие речи,
•    до 5,5 сенсорное развитие.
•    с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.
•    от 0 до 3 лет – это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Все учителя, монтессори-педагоги,  проходят обязательный курс подготовки. Очень важны особые педагогические приемы, которыми владеет каждый Монтессори-учителя. Ведь в методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу.

Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо!
Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно.

Ребенок с самого рождения – личность.

Дети поступают в группы Монтессори обычно в 2,5-3,5 года. Сначала они занимаются в основном сенсорикой (это очень важно, так как дает базу для развития во всех отраслях), а так же упражнениями из практической жизни - разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д.
Основной целью этих практических упражнений, является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.

Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься с 2,5-3 лет.
Монтессори-класс включает в себя множество зон: языковая, географическая, математическая, естественно-научная, умственного, сенсорного, общего развития и пр.

В каждой зоне свои занятия, где ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; изучают окружающий мир. Они играют с предметами, изучая размер, форму и цвет.

В зоне активного движения на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Каждый малыш может сам выбрать для себя зону и конкретный Монтессори-материал, с которым ему хочет поработать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам.
Ребенок работает в собственном темпе, потому что в методе Монтессори нет соревнований!

Еще один важный момент! Это поддержание порядка…

М.Монтессори предложила малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. И не только потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Она считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.


Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, обучению, способность  концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны, обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, и, наконец, они более дисциплинированы.